Автосалон Ростокино-Авто: желающим купить новый автомобиль ЛАДА, ИЖ, ВИС, Daewoo, KIA, Hyundai тел.: (495) 505-5077
ул. С. Эйзенштейна, д. 1(рядом с ВВЦ)
 

версия для печатиВоздушные фильтры для автомобилей ВАЗ

Пройти сквозь тернии сертификации порой очень сложно. Но если удалось, позволительно ли расслабиться на серийной продукции? «Конечно, нет», - удивленно воскликнете вы. Увы, именно на такую мысль наводят результаты проверки воздушных фильтров.

В учении

Какой фильтр сделать проще всего? Обычный «жигулевский», - скажете вы и... ошибетесь. Не обольщайтесь простотой конструкции, не уповайте на огромный опыт производства таких фильтров. Есть одна каверза: очень мала площадь поверхности относительно расхода воздуха. Иначе говоря, им приходится фильтровать воздух для двигателя слишком большою рабочего объема по отношению к своим размерам. Именно поэтому один из главных параметров - коэффициент пропускания пыли 1% - этим фильтрам обеспечить очень трудно. Даже небольшое послабление, скажем, до 1,5-2% достигается гораздо легче, но стандарт суров - вынь да положь 1%.

Для проверки используют стандартную кварцевую пыль, в которой присутствуют частицы разных размеров: 5, 10, 20 мкм. Оговаривается удельная поверхность пыли, определяющая мелкость ее помола, -5600 см2/г и запыленность воздуха, при которой проводятся испытания, - 0/1 г/м3.

Оценивают несколько параметров. После проверки геометрии и анализа конструкции изделие ставят на стенд, где проверяют, как оно работает.

Бескаркасные фильтры требуют более толстой и прочной бумаги и особой ее укладки - со «ступеньками» на сгибах, без острых углов. Такой фильтр проще утилизировать: после сжигания «железок» не остаётся. Только наш покупатель вряд ли оценит это преимущество.

Требования к фильтру вполне очевидны: создавать минимальное сопротивление потоку воздуха, почти не пропускать пыли и выдерживать определенный срок службы. Эти свойства и проверяют. При номинальном расходе воздуха оценивают сопротивление воздухоочистителя с чистым элементом - потери давления (разрежение) не должны превышать 2,5кПа или 255мм вод ст. Затем смотрят, сколько пыли прошло мимо фильтра. Для этого за ним в потоке ставят так называемый абсолютный фильтр из ткани Петрянова - той, что используется в респираторах и противогазах. По количеству пыли, задержанной на этом последнем рубеже, и рассчитывают коэффициент пропускания пыли. Для получения сертификата изделия должны показать тот самый зловредный 1%. «На десерт» проверяют, на сколько хватает фильтра: через сколько часов работы его сопротивление достигнет предельно допустимого - 50кПа (500мм вод ст.). Испытуемые должны продержаться не менее 1,1 часа (при указанной выше запыленности). Вот, пожалуй, и вся теория.

Разговоры о качестве очистки и прочих полезных свойствах фильтров стоит заводить только после того, как изделие будет признано условно работоспособным. Очевидно, если фильтр развалился на части еще по пути к прилавку, а между фильтрующей шторой и торцевым уплотнителем пролезает рука, ставить изделие на испытательный стенд (про двигатель даже не говорим) нет смысла. Именно поэтому попавшийся нам «шедевр» проверять не стали.

И еще. Хотя это уже не очевидно, не каждый нормальный фильтр будет исправно трудиться на произвольно взятом автомобиле. Дело в том, что действующий ОСТ 37.001.491-90 предписывает для фильтров высоту (59-63)+-1,5 мм. Иначе говоря, все, что укладывается в диапазон 57,5-64,5 (разброс - более 10% высоты фильтра), считается нормой.

К счастью, все проверенные нами фильтры, кроме явно поддельного, о котором шла речь выше, имели размер больше номинальной высоты корпуса воздухоочистителя (60мм). Но проверка высоты реальных корпусов на разных автомобилях показала, что случаются и «зашкаливания» аж до бЗ мм. Выходит, встречаются машины, где фильтры высотой 62мм будут сидеть с зазором. В общем, владельцу машины неплохо убедиться, что высота корпуса на его автомобиле не больше 60-61мм (для этого можно закрыть в нем пирамидку, слепленную из пластилина, до ее обмятия).

В бою

На войне, как на войне: производители конкурируют друг с другом, борясь за каждый рубль розничной цены. Ведь ни для кого не секрет, что большинство владельцев вазовских машин настроены на покупку подешевле. В общем, те же специалисты НАМИ, что проводили когда-то сертификационные испытания некоторых из представленных изделий, теперь, проверяя продукцию из магазина, получили совсем другие результаты.

Особенно интересны оказались так называемые фильтры объемной фильтрации, с синтетическим нетканым материалом вместо бумажной шторы. Четверка представителей этой «породы» поразила незаурядными способностями к вредительству. Лучший из них пропускал мимо 20-30% пыли вместо 1% (проверяли два разных образца), а худший - б2%! То есть задерживалось в фильтре... меньше половины. Любопытно и то, что по мере работы эти изделия не засоряются, как бумажные, а, напротив, «разрабатываются» - будто дыры в них становятся все больше и сопротивление только снижается.

На этом фоне неважные результаты некоторых бумажных фильтров выглядят не как отклонение от стандарта, а скорее как разновидность нормы. На эту же мысль наталкивает и разброс результатов у одного производителя. Скажем, чешский «Манн» и синтетический «Полистон» проверялись дважды (разные образцы), показав по некоторым параметрам разброс почти в полтора раза. Есть дублеры и среди других участников теста.

Так «Невский фильтр» попался нам под разными торговыми марками, и различия в показателях оказались существенны - плюс-минус два лаптя. Если же сравнивать лучшего и худшего во всем тесте - разброс по основному показателю почти на два порядка, при том, что разница в цене меньше 100 рублей, а между плохим и хорошим ее практически нет. Так, может, менталитет пора менять?

С синтетическими фильтрами случаются курьезы. Видите грязное пятно напротив воздухозаборника? Пыль просто «прошла навылет».

Фильтры бывают не только хорошими, плохими и очень плохими: еще встречаются поддельные. Например, этот продавался как «фильтр ВАЗ» за 20 руб. Концы металлической сетки не закреплены, сетка царапает штору, предочиститель прилегает плохо, высота - 58-62 мм (торцевые поверхности кривые). Площадь шторы очень мала, причем сама штора порвалась раньше, чем попала к нам в руки. Испытания не проводили.

1. FRAM CA 660PL
Изготовитель - Испания
Упакован в картонную коробку. Бумажная штора с внутренним каркасом из металлической сетки, высота – 61 мм. Лидер по всем параметрам, однако в некоторых корпусах может не работать из-за малой высоты. Штора из толстой бумаги, уложена очень плотно и равномерно, выступы увеличивают рабочую поверхность, сгиб - ступенькой: меньше вероятность микроразрывов, но изготовление обходится дороже.

2. Champion W106
Изготовитель – Италия
Упакован в картонную коробку. Бумажная штора, концы обжаты стальной полосой, каркас отсутствует, высота - 63 мм. Один из лидеров.

3. EKOFIL (EKO-01.01)
Изготовитель – Россия
Без упаковки, информация на бумажной ленте вокруг фильтра. Бумажная штора с внутренним каркасом из металлической сетки, высота - 63 мм. Сетка каркаса трется по сгибам шторы. В нормативы уложился, что в данной компании заслуживает аплодисментов.

4. MANN FILTER C 2443/1
Изготовитель - Чехия по нем лицензии
Упакован в картонную коробку. Бумажная штора, концы обжаты стальной лентой. Внутренний каркас из перфорированной металлической ленты (стык завальцован), высота - 65 мм. Изготовлен в Чехии по лицензии фирмы МАNN (Германия). Самый прочный каркас, очень мягкие уплотнения большой высоты, что обеспе­чивает фильтру герметичность в любом корпусе. Один образец с честью выдержал все испытания, второй такой же дал небольшую осечку. Оценка - между хорошо и отлично.

5. В-4201 (ОАО «Дифа»)
Изготовитель - Россия
Без упаковки. Бумажная штора с внутренним каркасом из металлической сетки, предочиститель, высота - 65 мм. В норматив по пропуску пыли и сроку службы почти уложился. Оценка - между хорошо и удовлетворительно.

6. ЛААЗ
Изготовитель - Россия
Некогда поставлявшийся на конвейер фильтр из ОАО «Автоагрегат» (Ливны Орловской области). Внутренний каркас из просеченной вытянутой металлической ленты, предочиститель, высота – 64мм. Требования стандарта этот образец воспринял с прохладцей, хотя эксперты говорят, что результат не типичный для известного производителя. Больше чем на удовлетворительно не тянет.

7. «Невский фильтр»
Изготовитель - Россия
Те же внутренний каркас, предочиститель, высота - 65 мм. Стандарты не уважает. Результат - между удовлетворительно и плохо.

8. «Спектрол АЭР» («Спектр-Авто»)
Изготовитель – Россия
Упакован в полиэтилен, информация на бумажной ленте вокруг фильтра. Бумажная штора с внутренним каркасом из металлической сетки, предочиститель, высота - 61-62 мм (в некоторых корпусах может не уплотняться). Превысил предел по пропуску пыли более чем в 2 раза, зато прошел по ресурсу. Оценка - как у № 7.

9. BBF - 010
Изготовитель - Россия
По сути, тот же «Невский», но в другой упаковке. Этого, собственно, изготовители не скрывают. Упакован в полиэтилен, информация на бумажной ленте вокруг фильтра. Бумажная штора с внутренним каркасом из металлической сетки, предочиститель, высота - 64-65 мм. Превысил предел по пропуску пыли более чем в 2,5 раза, зато честно отходил положенный срок. Те же «три с минусом».

10. CONSOL
Изготовитель - Россия
И опять ЗАО ПКФ «Невский фильтр» по заказу 000 «ВИАЛ-Ойл». Высота - 65 мм. Пожалуй, оценки пора ужесточать: «два с плюсом».

11. ТС-01-09-В («Тосол-Синтез»)
Изготовитель - Россия
Упакован в полиэтилен», информация на бумажной ленте вокруг фильтра. Указаны даже телефоны представительств в Москве, Санкт-Петербурге и Ростове-на-Дону. Еще бы качество подтянуть. Бумажная штора с внутренним каркасом из металлической сетки, предочиститель, высота - 64-65 мм. Превысил предел по пропуску пыли более чем в 3 раза, во многом благодаря неплотному стыку в шторе. Срок службы отменный, но оценка этому экземпляру - плохо.

12. «Полистон ЭВФ-01.01»
Изготовитель - Россия
Без упаковки, информация на бумажной ленте вокруг фильтра. Есть данные об изготовителе - адрес и телефоны. Нетканый материал для объемной фильтрации, толщина - 25 мм, каркаса нет, высота - 62,5-63 мм. Предел по пропуску пыли превышен в 20-30 раз. Оценка? Можете поставить сами.

13. «Пласпол»
Изготовитель - Россия
Тоже наш. Конструкция, размеры, цена и качество – те же, что у предшественника.

14. «Озон»
Изготовитель - Россия
Еще один представитель техноэпохи. Похож во всем на двух предшественников, в том числе и в работоспособности.

15. «Блиск»
Изготовитель - Россия
Даже делая не лучшие фильтры, можно допустить брак. Видимо, этим объясняется результат: пропустил 62% пыли в двигатель. Ни в какие ворота.

Источник: журнал "Экспертиза За рулём" 2003г.

 
 
 © Rostokino-Auto 1999 - 2020; тел. (495) 505-5077 Продажа автомобилей LADA (ВАЗ), ИЖ, ВИС, Daewoo, KIA, Hyundai.
Гарантия, страховка, кредит - в Ростокино-Авто все по-честному!

Данный сайт носит информационно-справочный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой. Пожалуйста, для уточнения цен и условий акций обращайтесь к менеджерам по телефону.
Rambler's Top100 SpyLOG Рейтинг@Mail.ru